Постановление Правительства Орловской области от 25.08.2014 N 246 "Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2015 - 2017 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2014 г. № 246

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2015 - 2017 годы.
2. Департаменту финансов Орловской области (В.А. Тарасов) обеспечить составление проекта областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2015 - 2017 годы.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Орловской области обеспечить разработку проектов местных бюджетов с учетом Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и основных направлений бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2015 - 2017 годы.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока финансово-экономического развития М.М. Бабкина.

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ





Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 25 августа 2014 г. № 246

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 - 2017 ГОДЫ

Основные направления бюджетной и налоговой политики Орловской области на 2015 - 2017 годы (далее также - бюджетная политика) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Закона Орловской области от 6 декабря 2007 года № 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области", Планом мероприятий по реализации в Орловской области Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства Орловской области от 15 февраля 2013 года № 52-р, с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Орловской области, утвержденного распоряжением Правительства Орловской области от 4 июня 2014 года № 170-р, а также Бюджетного и Налогового кодексов Российской Федерации.
Бюджетная и налоговая политика Орловской области определяет основные ориентиры и стратегические цели развития Орловской области на трехлетний период и направлена на обеспечение роста экономического потенциала Орловской области, приоритетное исполнение поручений и указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, адресное решение социальных задач, повышение качества государственных услуг, достижение конкретных общественно значимых результатов.

I. Основные направления налоговой политики
Орловской области

Налоговая политика в Орловской области направлена на увеличение доходов консолидированного бюджета Орловской области за счет оптимизации налоговой нагрузки, отмены неэффективных налоговых льгот и улучшения администрирования доходов. Работа по мобилизации доходов в Орловской области будет проводиться в рамках реализации постановления Правительства Орловской области от 1 апреля 2014 года № 74 "О создании межведомственной комиссии по легализации заработной платы и объектов налогообложения в Орловской области" и Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Орловской области, утвержденного распоряжением Правительства Орловской области от 4 июня 2014 года № 170-р.

1.1. Мобилизация резервов доходной базы консолидированного бюджета Орловской области
Налоговая политика на федеральном уровне направлена на увеличение налоговых доходов за счет совершенствования налогообложения недвижимого имущества, увеличения налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество, повышения ставок акцизов, принятия мер по противодействию уклонению от уплаты налогов. На региональном уровне работа по укреплению доходной базы консолидированного бюджета Орловской области будет продолжена в рамках мероприятий межведомственного взаимодействия, целью которых является исчерпывающая реализация всех резервов по привлечению доходов в областной и местные бюджеты.
Рост доходов бюджета планируется достичь за счет:
снижения задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджеты всех уровней;
сокращения "скрытой" недоимки по налогу на доходы физических лиц;
легализации "теневой" заработной платы и объектов налогообложения;
актуализации базы данных для исчисления имущественных налогов;
актуализации кадастровой стоимости земельных участков;
повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Орловской области;
оптимизации ставок арендной платы и сокращения размеров задолженности по арендной плате за земельные участки, за аренду имущества;
проведения инвентаризации заключенных договоров аренды земельных участков и иного имущества на предмет их соответствия рыночной стоимости;
проведения инвентаризации недвижимого и движимого имущества, земельных участков, находящихся в оперативном управлении и пользовании бюджетных и автономных учреждений Орловской области, в хозяйственном ведении и аренде государственных унитарных предприятий Орловской области и в собственности и аренде открытых акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Орловской области;
включения неэффективно используемого имущества в программу приватизации Орловской области;
ликвидации неэффективных льгот по местным и региональным налогам.

1.2. Стимулирование инвестиционной деятельности
На региональном уровне будет реализовываться новый механизм налогового льготирования в отношении организаций, ведущих инвестиционную деятельность, предусмотренный областным законодательством. Его особенность заключается в доступности в сочетании с ответственностью плательщика за эффективность инвестиций. Налоговыми льготами смогут воспользоваться новые организации либо организации, осуществляющие модернизацию производства или строительство новых производственных объектов, инвестиционные проекты которых признаны Правительством Орловской области приоритетными.
Должны быть определены общие подходы к установлению налоговых льгот, установлены правила, в соответствии с которыми принятие новой льготы не может приводить к выпадающим доходам бюджета и должно сопровождаться определением источника для такого решения, а также в соответствии с которыми любая налоговая льгота должна приниматься на временной основе с требованиями об обязательном анализе эффективности по итогам ее применения.

1.3. Совершенствование налогового администрирования
На региональном уровне будет осуществляться координация работы органов государственной власти Орловской области по усилению администрирования доходов в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в областной и местные бюджеты. Органами власти всех уровней будет проводиться активная работа по легализации прибыли и убытков организаций, допускающих искажения в налоговом учете, легализации "теневой" заработной платы, взысканию задолженности по налоговым и неналоговым доходам, реализации мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании доходов бюджета и переход в перспективе до 2018 года к налогу на недвижимость.

II. Основные направления бюджетной политики
Орловской области в области расходов

Основные направления бюджетной политики Орловской области на 2015 - 2017 годы в области расходов:
1. Бюджетная политика на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на обеспечение сбалансированности расходных полномочий и финансовых ресурсов на их исполнение. Необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека, адресным решением социальных проблем, повышением эффективности и качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг.
2. На период 2015 - 2017 годов сохраняется формирование бюджета Орловской области на среднесрочный период - на очередной год и плановый период в формате "скользящей" трехлетки. Расходы должны планироваться на основе программно-целевого принципа.
3. Сохранение приоритетного финансового обеспечения отраслей социальной сферы: "Образование", "Культура", "Здравоохранение", "Социальная политика", "Физическая культура и спорт" при безусловном исполнении указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 года № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее - Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года).
4. Планирование и финансирование расходов бюджета с учетом разграничения полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. Своевременное и в полном объеме исполнение социальных обязательств Орловской области с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот гражданам с учетом нуждаемости.
6. Стимулирование бюджетных, автономных и казенных учреждений к повышению качества и доступности оказываемых ими государственных услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, проведение структурных и институциональных изменений в отраслях социальной сферы.
7. Оптимизация сети государственных учреждений, поэтапное совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы в рамках реализации указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
8. Недопущение принятия расходных обязательств, не обеспеченных доходными источниками, а также увеличения расходов по принятым ранее решениям.
9. Усиление государственного финансового контроля.
Для обеспечения основных направлений бюджетной политики необходимо:
1) продолжить практику бюджетного планирования, ориентированного на результат, разграничения действующих и принимаемых обязательств, безусловного исполнения действующих обязательств, реализации уже принятых решений. В случае принятия решения о прекращении или реструктуризации действующих расходных обязательств необходимо своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты, определяющие эти обязательства и их объемы, до представления проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Орловский областной Совет народных депутатов;
2) исключить практику увеличения расходов по действующим, обоснованным ранее решениям, повысить ответственность главных распорядителей бюджетных средств за финансово-экономическое обоснование инициируемых ими новых расходных обязательств;
3) обеспечить финансирование расходов на реализацию государственных программ с учетом их оптимизации и социальной значимости, а также с учетом возможности привлечения в качестве софинансирования дополнительных средств из федерального бюджета и внебюджетных источников;
4) продолжить практику предоставления адресной социальной поддержки населению с целью обеспечения реализации социальных гарантий, предусмотренных действующим федеральным и областным законодательством, с учетом изменения расходных полномочий;
5) главным распорядителям осуществлять контроль за соблюдением государственными учреждениями лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов с целью обеспечения в приоритетном порядке соблюдения общих требований по энергоэффективности;
6) продолжить в 2015 - 2017 годах политику, направленную на оптимизацию структуры государственного долга, сокращение объемов заимствований, обеспечение экономической и бюджетной эффективности государственных заимствований и исполнение обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств Орловской области;
7) продолжить совершенствование форм и методов финансового контроля в системе органов исполнительной власти, усилив предварительный, текущий и последующий финансовый контроль.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере образования в 2015 - 2017 годах будут являться:
1) повышение качества и доступности образования для граждан с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей;
2) обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в рамках перехода образовательных организаций Орловской области к реализации федеральных государственных образовательных стандартов;
3) укрепление материально-технической базы образовательных организаций с учетом современных стандартов проектирования, строительства и реконструкции зданий, ликвидация ветхих и аварийных объектов образования;
4) повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования;
5) модернизация технологической и социальной инфраструктуры;
6) обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса;
7) обеспечение питанием всех обучающихся по программам начального общего образования и обучающихся по программам основного общего и среднего общего образования из числа малообеспеченных и многодетных семей;
8) достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет;
9) организация образовательного процесса в одну смену;
10) формирование нового поколения педагогических работников в необходимом количестве и соответствующей квалификации, повышение квалификации педагогических работников, развитие их профессиональной компетенции для решения задач инновационного развития;
11) внедрение системы экономической и социальной мотивации труда работников образования, гибкой системы заработной платы преподавателей, выводящей ее на уровень средней заработной платы по экономике региона и стимулирующей качество работы;
12) обеспечение государственной поддержки талантливой молодежи в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала;
13) совершенствование системы психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников);
14) развитие методической базы и материально-техническое оснащение служб психолого-медико-социального сопровождения обучающихся (воспитанников) в образовательных организациях;
15) проведение и диверсификация мероприятий по оздоровительной кампании детей.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере здравоохранения в 2015 - 2017 годах будут являться:
1) обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
2) повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
3) развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины;
4) повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
5) развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
6) оптимизация расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
7) обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
8) обеспечение системы здравоохранения мотивированными и высококвалифицированными кадрами;
9) обеспечение системности организации охраны здоровья.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере социальной защиты населения в 2015 - 2017 годах будут являться:
1) обеспечение максимального охвата жителей Орловской области, нуждающихся в различных видах социальной помощи и поддержки, социальными услугами;
2) повышение качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности граждан пожилого возраста и инвалидов в востребованных социальных услугах;
3) повышение качества предоставляемых услуг и уровня удовлетворенности несовершеннолетних и семей с детьми в востребованных социальных услугах;
4) повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям Орловской области;
5) реализация дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере культуры в 2015 - 2017 годах будут являться:
1) сохранение объектов культурного наследия Орловской области;
2) развитие образовательных организаций сферы культуры, поддержка молодых дарований Орловской области;
3) адресная поддержка и развитие профессионального искусства, литературы и творчества, творческих отделений и союзов;
4) совершенствование системы информационно-библиотечного обслуживания;
5) поддержка и развитие театрального искусства;
6) поддержка и развитие музейной деятельности;
7) обеспечение условий для художественного и народного творчества, совершенствование культурно-досуговой деятельности;
8) нормативно-правовое и информационное обеспечение отрасли культуры;
9) информационно-издательская деятельность учреждений культуры.
Основными направлениями бюджетной политики в сфере физической культуры и спорта в 2015 - 2017 годах будут являться:
1) развитие массового спорта и обеспечение его доступности;
2) развитие профессионального спорта и спорта высших достижений;
3) развитие физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями;
4) развитие учреждений сферы физической культуры и спорта;
5) развитие образовательных учреждений спортивной направленности.
В целях стимулирования инновационного развития необходимо продолжить:
государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства;
поддержку научных исследований, проводимых в образовательных организациях высшего образования;
развитие индустриальных парков.
Одним из важнейших направлений расходов остается финансовое обеспечение программы развития и укрепления социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области при строительстве объектов социального комплекса и инфраструктурных объектов.
В рамках реализации Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования в 2016 году 450-летия основания г. Орла, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 330-р, будет производиться софинансирование мероприятий, определенных вышеуказанным Планом.
На строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения будут направлены средства Дорожного фонда Орловской области, формирование которого будет производиться на основании прогнозов поступлений транспортного налога и акцизов на нефтепродукты. Продолжится предоставление субсидий местным бюджетам для формирования муниципальных дорожных фондов.
Продолжится государственная поддержка сельскохозяйственных производителей. Расходы бюджета должны обеспечивать необходимый уровень софинансирования средств, поступающих из федерального бюджета на реализацию расходных обязательств Орловской области по данному направлению.
Будет продолжена реализация мероприятий, способствующих улучшению жилищных условий населения. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 404 "О некоторых вопросах реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" проводится отбор земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для участия в реализации мероприятий указанной программы на территории Орловской области, определение категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации данной программы. В стадии разработки находится государственная программа "Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области", в соответствии с которой планируется предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы семьям, имеющим трех и более детей, молодым семьям, детям-сиротам, работникам бюджетной сферы, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следует продолжить работу по привлечению средств из государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит улучшить жилищные условия граждан, проживающих в аварийном жилье, а также продолжить работу по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов на территории Орловской области.

III. Политика в области межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в 2015 - 2017 годах будут строиться с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Орловской области от 26 декабря 2005 года № 562-ОЗ "О межбюджетных отношениях в Орловской области".
В данных условиях совершенствование регионального законодательства в сфере межбюджетных отношений, направленное на мотивацию органов местного самоуправления Орловской области к экономическому развитию и повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов, в 2015 - 2017 годах является первостепенной задачей.
Наряду с этим одной из приоритетных задач Правительства Орловской области в сфере межбюджетных отношений в 2015 - 2017 годах будет являться повышение эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Орловской области. Реализация данной задачи будет осуществляться в рамках подпрограммы "Межбюджетные отношения с муниципальными образованиями Орловской области" государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 13 сентября 2012 года № 323 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Управление государственными финансами Орловской области" на 2013 - 2016 годы".
Финансовое обеспечение первоочередных расходов бюджетов муниципальных образований Орловской области будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей местных бюджетов.
При этом сохранится нормативный подход к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями, одним из основополагающих факторов которого является учет социальной структуры населения Орловской области.
В рамках подпрограммы будут ежегодно предусматриваться дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) в целях оказания финансовой помощи для реализации ими полномочий по решению вопросов местного значения, затрагивающих основные сферы жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования.
Предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета будет осуществляться исключительно при соблюдении органами местного самоуправления условий, определенных бюджетным законодательством, с применением к его нарушителям мер принуждения, предусмотренных действующим законодательством.
Посредством предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета по-прежнему будет оказываться содействие органам местного самоуправления в финансировании дефицита местных бюджетов и покрытии временных кассовых разрывов в целях обеспечения решения вопросов местного значения, определенных законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий Орловской области, переданных для осуществления органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области, будет производиться за счет субвенций из областного бюджета.

IV. Политика в сфере управления государственным долгом

Основной задачей долговой политики Орловской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов остается проведение комплекса мероприятий по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
В целях осуществления эффективного управления государственным долгом необходимо:
поэтапное снижение объема государственного долга Орловской области;
привлечение бюджетных кредитов по льготным ставкам;
привлечение кредитных ресурсов в кредитных учреждениях Российской Федерации в виде кредитных линий, что позволяет осуществлять выборку кредитов по мере необходимости при отсутствии средств на едином счете бюджета с целью минимизации расходов на обслуживание государственного долга;
погашение кредитных ресурсов ранее сроков, установленных кредитными договорами и соглашениями;
равномерное распределение сумм погашения долговых обязательств;
ограничение финансирования расходов неинвестиционного характера за счет привлечения заемных средств на коммерческой основе;
обеспечение направления дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита;
поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций к 1 января 2017 года до уровня 50 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета;
ограничение объема расходов на обслуживание государственного долга не более 5 процентов общего объема расходов;
предоставление гарантий юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты;
управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета с целью снижения привлечения заемных средств.


------------------------------------------------------------------