Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 29.05.2014 N 49/0931-ГС "Об итогах работы муниципального сектора экономики города Орла за 2013 год и задачах по повышению эффективности его деятельности"



ОРЛОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. № 49/0931-ГС

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
ГОРОДА ОРЛА ЗА 2013 ГОД И ЗАДАЧАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрев информацию администрации города Орла об итогах работы муниципального сектора экономики города Орла за 2013 год и задачах по повышению эффективности его деятельности, Орловский городской Совет народных депутатов отмечает, что из 20 муниципальных унитарных предприятий (далее - предприятия) различных отраслей финансово-хозяйственную деятельность в 2013 году осуществляли 18, в отношении 2 предприятий (МУП "ДЭУ" и МУП "БПХ") продолжаются процедуры конкурсного производства. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, полученная функционирующими предприятиями, составила 2253,3 млн. руб., темп роста к 2012 году - 114% (1974,5 млн. руб.). Себестоимость реализации составила 2158,9 млн. руб., темп роста - 101%. Суммарная дебиторская задолженность предприятий по состоянию на 01.01.2014 снизилась на 19,8 млн. руб. по отношению к 01.01.2013 до уровня 250,1 млн. руб., задолженность по займам и кредитам снизилась на 31,6 млн. руб. до 14,6 млн. руб. Финансовый результат в целом положительный, предприятиями получена чистая прибыль в размере 79,0 млн. руб. (в 2012 г. - 2,0 млн. руб.). Среднемесячная заработная плата по предприятиям выросла на 12% к уровню 2012 года.
Однако, количество убыточных предприятий от общего числа действующих в 2013 году выросло до 4 из 18 (в 2012 году - 3 из 18). При росте выручки на 14% объем поступлений в бюджет города Орла в 2013 году в виде отчислений части прибыли предприятий вырос всего на 3% и составил 9,7 млн. руб. Выросла кредиторская задолженность предприятий на 27,5 млн. руб. до уровня 369,7 млн. руб. Продолжилось снижение среднесписочной численности занятых в муниципальном секторе, по 2013 году она составила 3724 человека, что на 160 меньше, чем по 2012 году.
По отраслям и отдельным предприятиям финансово-экономическая ситуация следующая: отрасль "жилищно-коммунальное хозяйство" остается в наиболее тяжелом положении. Финансовый результат работы за 2013 год 6 функционирующих предприятий отрасли отрицательный, - убыток составил 11,6 млн. руб. и связан с убытками, полученными МУП совхоз "Коммунальник" (5,4 млн. руб.) и МУП "Спецавтобаза по санитарной очистке города Орла" (32,5 млн. руб.), при этом положение последнего ухудшается ежегодно: убыток за 2010 г. - 6,2 млн. руб., 2011 г. - 18,9 млн. руб. (+ 205%), 2012 г. - 26,1 млн. руб. (+ 38%), 2013 г. - 32,5 млн. руб. (+ 25%). Возбужденное по инициативе ИФНС России по г. Орлу исполнительное производство в отношении МУП совхоз "Коммунальник" на сумму более 80 млн. руб. фактически лишает это предприятие дальнейших перспектив. С целью минимизации негативных последствий для города в 2013 году проведена реорганизация этого предприятия путем выделения из него МУП "Зеленстрой". Положительный результат МПП ВКХ "Орелводоканал" достигнут лишь посредством действующей инвестиционной программы, от основной деятельности - убыток 26,7 млн. руб. Предприятиями отрасли "транспорт" за 2013 год получена прибыль в размере 89,1 млн. руб., но положительный результат обусловлен лишь полученными по судебным решениям субсидиями из бюджетов разных уровней. Предприятиями отрасли "здравоохранение" в целом получен положительный результат. Проведенная с целью повышения эффективности отрасли реорганизация МУП "Аптека № 53" путем присоединения к нему МП г. Орла "Аптека № 54" пока не дала желаемого результата, так, при росте выручки на 21% по сравнению с 2012 годом, чистая прибыль снизилась на 34%. Финансовый результат работы предприятий отрасли "общепит" остался положительным, однако произошло снижение чистой прибыли более чем в 2 раза к итогам 2012 года. Общий результат финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период предприятий отрасли "прочие" неудовлетворительный: МУП "УКС г. Орла" - убыток в сумме 4,1 млн. руб., МУП "Орелбыт" - убыток в размере 1,0 млн. руб., МУП "Управление по эксплуатации нежилых помещений" - снижение прибыли почти в 12 раз с 14,9 млн. руб. до 1,4 млн. руб. по итогам 2012 и 2013 годов соответственно.
По состоянию на 01.01.2014 в Едином реестре муниципального имущества города Орла числится 11 акционерных обществ с муниципальным пакетом акций, финансово-хозяйственную деятельность в 2013 году осуществляло 10 из них, в том числе 8 обществ со 100% муниципальной долей в уставном капитале. Выручка от реализации товаров, работ, услуг составила 1422,9 млн. руб., что на 30,5% выше, чем в 2012 году. Из 8 указанных акционерных обществ 7 сработали с прибылью в сумме 7,2 млн. руб., в бюджет города Орла перечислено в виде дивидендов 5,2 млн. руб. против 3,7 млн. руб. в 2012 году. Наиболее сложная ситуация с ОАО "Орелгортеплоэнерго": за истекший год убыток составил 60,8 млн. руб., суммарная кредиторская задолженность с учетом задолженности по займам и кредитам достигла 784,2 млн. руб.
Вышеуказанная ситуация в муниципальном секторе экономики свидетельствует о том, что проводимые администрацией города в лице управления муниципального имущества и землепользования, отраслевых управлений мероприятия по организации и созданию условий функционирования предприятий, контролю за их деятельностью, участие администрации города через своих представителей в работе советов директоров и общих собраниях акционеров акционерных обществ в целом способствуют повышению эффективности его деятельности.
Вместе с тем, администрацией города не реализуются в полном объеме рекомендации, предложения профильных комитетов Орловского городского Совета народных депутатов по улучшению финансово-экономического состояния отдельных предприятий, возврату предприятиями неиспользуемого ими для осуществления основных видов деятельности недвижимого имущества. Низкий уровень контроля со стороны администрации города Орла за совершением предприятиями крупных сделок привел к определенным финансовым и репутационным потерям для муниципального образования. Недостаточное внимание администрацией города уделяется предприятиям (обществам) - банкротам и находящимся в предбанкротном состоянии. Степень реализации мероприятий со сроком исполнения до конца 2013 года, предусмотренных Планом стратегического развития муниципального сектора экономики на 2013 - 2018 годы, крайне низкая. По итогам контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Орла, выявлены нарушения со стороны ряда предприятий в части неправомерного и неэффективного расходования денежных средств, нарушения сроков производства работ, необоснованного получения субсидий.
Основные задачи по повышению эффективности муниципального сектора экономики и соответствующие мероприятия для их решения, сформулированные администрацией города Орла в Плане стратегического развития муниципального сектора экономики на 2013 - 2018 годы, требуют существенной доработки с учетом сложившейся ситуации.
На основании вышеизложенного Орловский городской Совет народных депутатов решил:

1. Информацию администрации города Орла об итогах работы муниципального сектора экономики города Орла за 2013 год и задачах по повышению эффективности его деятельности принять к сведению. Отметить при этом тяжелое финансовое положение ряда муниципальных предприятий и акционерных обществ, низкую результативность работы администрации города по решению задач повышения эффективности функционирования муниципального сектора экономики.
2. Рекомендовать администрации города Орла:
2.1. Совместно с руководством муниципальных предприятий и через своих представителей в акционерных обществах принять все возможные меры по недопущению ухудшения финансово-экономического состояния предприятий и обществ, банкротства функционирующих субъектов муниципального сектора экономики, минимизации издержек для муниципального образования в ходе проведения процедур в отношении предприятий (обществ) - банкротов. Отметить при этом, что на руководстве хозяйствующих субъектов и должностных лицах администрации города, осуществляющих контроль за их деятельностью, лежит персональная ответственность за достижение требуемых результатов, эффективность использования и управления муниципальной собственностью.
2.2. Разработать и утвердить долгосрочную городскую программу поддержки муниципального сектора экономики с включением в нее доработанных мероприятий из Плана стратегического развития муниципального сектора экономики на 2013 - 2018 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет по экономической политике и развитию предпринимательства Орловского городского Совета народных депутатов.

Мэр города Орла
С.А.СТУПИН


------------------------------------------------------------------