Решение Советского районного суда города Орла от 01.10.2014 по делу N 2-3274/14 <О признании недействующим пункта 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утв. решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 N 21/317-ГС , в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к уголовной ответственности>



СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ОРЛА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2014 г. по делу № 2-3274/14

01 октября 2014 года город Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Самойловой Ю.С.,
при секретаре Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда города Орла гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 ст. 19 Положения о статусе Орловского городского Совета народных депутатов в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к уголовной ответственности,

установил:

Прокурор Советского района г. Орла обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и не подлежащим применению п. 1 ст. 19 Положения о статусе Орловского городского Совета народных депутатов в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к уголовной ответственности.
В обоснование заявления указал, что Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС принято Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", которое не соответствует действующему законодательству. Так, п. 1 ст. 19 вышеуказанного Положения установлено, что в соответствии с федеральным законом депутат городского Совета на территории г. Орла не может быть привлечен к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру без согласия прокурора Орловской области, за исключением случаев задержания на месте преступления, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Между тем, согласно п. 11 ч. 1 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которым в Орловской области является руководитель СУ СК России по Орловской области. Согласно ст. 449 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено согласие прокурора субъекта Российской Федерации при привлечении к уголовной ответственности депутатов органов местного самоуправления, обусловленное их особым статусом.
Просит суд признать п. 1 ст. 19 Положения "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 г. № 21/317-ГС, недействующей с момента принятия.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Орла ФИО 3 заявленные требования уточнил, просил признать пункт 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 г. № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011 г.), в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к уголовной ответственности недействующим и не подлежащим применению, как противоречащий ч. 8 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Орловского городского Совета народных депутатов по доверенности А.И.В. доводы заявления не признала, полагая их незаконными и необоснованными.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что решением Орловского городского Совета народных депутатов № 21/317-ГС от 30.08.2007 года, принято Положение "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов".
Оспариваемый муниципальный правовой акт был принят депутатами в форме решения Орловского городского совета народных депутатов, что предусмотрено частью 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 4 части 2 статьи 44 Устава города Орла (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта), подписан главой муниципального образования в силу части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации" и опубликован в Вестнике Орловского городского Совета народных депутатов № 7 от 17.09.2007.
Пунктом 1 ст. 19 вышеуказанного Положения установлено, что в соответствии с федеральным законом депутат городского Совета на территории г. Орла не может быть привлечен к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру без согласия прокурора Орловской области, за исключением случаев задержания на месте преступления, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 5.1).
Согласно ч. 8 ст. 40 вышеуказанного Закона гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
Решением Советского районного суда г. Орла от 18 января 2012 г. пункт 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 г. № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011 г.), в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к административной ответственности признан недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.
<...> г. в адрес Орловского городского Совета народных депутатов принесен протест прокурора на вышеуказанный нормативный правовой акт с требованием привести его в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре РФ" от 17.01.1992 № 2202-1 протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
По результатам рассмотрения протеста прокурора комитетом по правовому регулированию местного самоуправления был подготовлен и внесен в городской Совет проект решения Орловского городского Совета народных депутатов "О протесте прокуратуры", которым предлагалось исключить часть 1 статьи 19 Положения "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС.
Данный проект был рассмотрен на пятьдесят третьем заседании городского Совета, которое состоялось <...>, однако принят не был, поскольку не набрал необходимого для принятия решения количества голосов депутатов.
Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим полностью или в части (ст. 251 ГПК РФ).
Как видно из оспариваемого п. 1 ст. 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 г. № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011), в соответствии с федеральным законом депутат городского Совета на территории г. Орла не может быть привлечен к уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу, личному досмотру без согласия прокурора Орловской области, за исключением случаев задержания на месте преступления, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Между тем, согласно п. 11 ч. 1 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, которым в Орловской области является руководитель СУ СК России по Орловской области.
Согласно ст. 449 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено согласие прокурора субъекта Российской Федерации при привлечении к уголовной ответственности депутатов органов местного самоуправления, обусловленное их особым статусом.
Согласно ст. 71 Конституции РФ уголовное и процессуальное законодательство находится в ведении Российской Федерации
Статьей 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, п. 1 ст. 19 Положения "О статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов", принятого решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС, в части, устанавливающей особый порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов органов местного самоуправления, обусловленный их особым статусом, следует признать недействующим, поскольку противоречит требованиям законодательства, в частности, ч. 8 ст. 40 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 № 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Правительства Российской Федерации", нормативное положение, содержащееся в частях второй и третьей статьи 253 во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 27, частями первой, второй и четвертой статьи 251 ГПК Российской Федерации, согласно которому признание нормативного правового акта противоречащим федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, - в части, относящейся к проверке нормативных правовых актов, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства, - не имеет юридической силы с момента принятия и не подлежит применению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Советского района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим и неподлежащим применению п. 1 ст. 19 Положения о статусе Орловского городского Совета народных депутатов в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к уголовной ответственности - удовлетворить.
Признать пункт 1 статьи 19 Положения о статусе депутата Орловского городского Совета народных депутатов, утвержденного решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.08.2007 № 21/317-ГС (ред. от 28.04.2011), в части установления порядка привлечения депутата городского Совета на территории г. Орла к уголовной ответственности недействующим и не подлежащим применению с момента принятия.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий
Ю.С.САМОЙЛОВА


------------------------------------------------------------------